«“Когда в бою встречаются два фехтовальщика, каждый полон решимости сделать шаг вперёд и сразить другого. Сдержите себя чтобы позволить противнику поддаться этому желанию, и когда он атакует, воспользуйтесь возможностью чтобы нанести удар первым. Это подлинная победа.”
Как утверждают эти наставления, возможность для атаки возникает как только в противнике происходят какие-то изменения. Однако, я хотел бы добавить, что ударить — не достаточно. Атака должна быть выполнена с в соответствии с кихон и базовыми движениями. “Ки” означает уязвимость для атаки. Уязвимости происходят из сознания/сердца. Так, Ямаока Тешу советует мечнику избегать обманчивого желания ударить и избежать удара противника. Дело в том, что такое беспокойство затуманивает сознание. Есть учение, которое утверждает: “Камаэ и сердце — по сути одно”. Это значит, что если ваше сердце полно беспокойства, таким же будет и камаэ. Эта идея часто выражается в кендо в таких понятиях как шикай (четыре слабости ума — неготовность, испуг, сомнение и растерянность), а также упомянутое выше “рвение” (киой) нанести удар и неспособность двигаться (итсуки). В итоге, в кендо вы должны “атаковать сердце сердцем”. Это нужно осознать в процессе ваших каждодневных тренировок, и здесь скрывается безграничная глубина кендо.»
(с) Аоки Хикито (8-й дан ханси)